Семейные факторы, влияющие на развитие аддиктивного поведения
1. Гиперопека. Тип воспитания, когда у ребенка возникает эффект инвалидизации. Основной смысл семьи извращается – обеспечить реализацию потребностей. При гиперопеке это доводится до абсурда. Ребенок формируется как личность несамостоятельная, зависимая, у него формируется инфантильный комплекс.
• грандиозное Я – мышление по желанию (хочу то, что хочу и когда хочу).
• истерический комплекс, так как привык к немедленному выполнению желаемого.
• явления эмоциональной логики.(?)
• жизнь в выдуманном мире.
Причины гиперопеки до конца не изучены – невротический комплекс матери, желание привязать ребенка, родительский эгоизм и т.д.
Ребёнок не может нормально решать проблемы реального мира, он не в контакте с самим собой, а потакает своим желаниям. Все негативное отвергается.
2. Предъявление непомерных требований.
Требуют выполнения непомерных норм и правил, ребенка решают детства. Ребенок посещает множество кружков, делается ставка на успех, идея перфикционизма (либо все, либо ничего), главное – мотивация успеха, престижа. Отношения с предметами и людьми заменяется фиксацией на их обслуживающих качествах.
Обычно это семья, где у детей все время активизируется чувство стыда и вины, нет положительного подкрепления. Родители считают, что дети им должны. В таких условиях ребенок становится депрессивным, испытывающим дефицит эмоционального контакта. Ребенок все время испытывает чувство вины и страха, принимает их за естественное состояние, следовательно пытается вызывать его специально любыми средствами (может быть любое девиантное поведение).
3. Полярные эмоциональные реакции.
Неопределенные отношения, разные требования, часто непоследовательные. Ребенок не в состоянии выработать у себя четкие границы себя и мира. Родители с такими проявлениями часто имеют пограничные расстройства (например истерию).
4. Гипоопека. (недостаточное внимание).
Депривация (лишение возможности удовлетворения базовых потребностей). Причины гипоопеки различны – родители пьют, их нет, одного нет, много детей, родители или воспитатель асоциальны и т.д.
Депривируется познавательная сфера, упрощаются когнитивные схемы, запущенность, отставание во многих сферах жизнедеятельности. Часто такая схема воспитания приводит в формированию созависимости (комплиментарная система по отношению к аддикту).