Зависимость от еды

1. ЛЕЧЕНИЕ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ: анорексия, булимия, неконтролируемое переедание

Расстройства питания – это бич современной западной цивилизации, которые устрашающими темпами захватывают и нашу страну. Всего несколько лет назад с булимией сталкивались единицы людей, а уже сегодня мы почти догнали в этом вопросе Соединенные Штаты, где каждая четвертая молодая женщина имеет ту или иную пищевую зависимость. Тысячи девушек страдают от тяжелейших пищевых расстройств, таких как анорексия и булимия, не говоря уже о переедании. 

В то же время российская медицина, психиатрия и психология фактически закрывают глаза на эту острейшую проблему физического и психического здоровья. В лучшем случае прибегая к их лечению "дедовскими" методами с помощью антидепрессантов, в худшем — и вовсе отмахиваясь от больных, как когда-то отмахивались от алкоголизма, не видя в них болезнь, а лишь «слабость характера». Подобное мнение широко распространено как в среде простых обывателей, так и среди врачей, психиатров и даже психологов.

Однако, всем, кто сталкивался вплотную с проблемой зависимости, очевидно, что она не решается одними таблетками и силой воли. Часто людям с подобными зависимостями и их близким необходима квалифицированная медицинская и психологическая помощь.

Что предлагаем мы?

В первую очередь, наша помощь заключается в безоговорочной и безусловной поддержки — здесь вы можете свободно, не стесняясь, говорить о том, что так долго скрывали ото всех, о том, что вас тяготит и угнетает — о своей проблеме питания или о проблемах, связанных с вашими близкими. Здесь вас примут и поймут — поймут ваше состояние, вашу боль, неуверенность, одиночество, страхи.

Вы можете быть уверены в том, что здесь вас не осудят, не будут читать нотации и произносить назидательные слова, а окажут действительно профессиональную помощь, так как вас встретят люди, не понаслышке знакомые с этой бедой, а многие годы посвятившие изучению данной проблемы. Здесь вы получите максимум информации, внимания и помощь.

Важно понимать, что основная причина проблем питания имеет психологическую, а не физиологическую природу. Поэтому в основе лечения пищевых расстройств лежат методы психотерапии, а также тесно связанные с душой, области человеческой жизни. Психотерапия, занятия йогой и другие дополнительные виды терапии предлагаются с позиции изменения и совершенствования внутреннего мира, которые ведут к улучшению и стабилизации вашего состояния.

Мы не прописываем лекарств, так как лечим не следствие, а причины болезни. В основе нашего подхода лежит признанный во всем мире стандарт лечения расстройств пищевого поведения — психотерапия + телесноориентированная терапия + диетология. Лечение, которое мы предлагаем людям, страдающим пищевыми зависимостями, а также помощь их близким, основано на многолетнем положительном опыте объединения этих подходов лечения.

Мы глубоко убеждены в том, что проблемы питания можно и нужно разрешить раз и навсегда. Наш профессиональный опыт лишь подтверждает эту позицию.

Однако важно знать, понимать и владеть методами решения проблемы.

2. Переедание, как вид психологической аддикции. Психотерапия переедания.

Компульсивное переедание проявляется в том, что человек начинает активно и неограниченно потреблять пищу ("заедать проблемы") для снятия своего дискомфортного внутреннего состояния, в основном, тревоги и беспокойства. 

Зависимость от переедания – это уход от неустраивающей реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема неограниченного количества еды или постоянной фиксации внимания (психологической активности) на определенных продуктах и/или их поедании, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. По мере развития зависимости процесс переедания становится средством и мотивом деятельности (сдвиг мотива на цель): само переедание становятся истинным побудителем деятельности. На определенном этапе развития зависимости начинают формироваться системы ее обоснования, психологические защиты, появляется нарушение мышления - мышление по желанию.

Выявлены особенности личности, которые провоцируют развитие аддикции, в том числе и от переедания:

  • Феномен грандиозности Я (self).
  • Плохая эмоциональная устойчивость к стрессам.

В результате таких нарушений формируется система аддиктивной личности с определенным аддиктивным отношением к окружающим людям, которое проявляется следующим образом: закрытость чувств; манипулятивность; инфантилизм; перфекционизм; экстровертированность, зависимость от внешних влияний, конформизм; система психологических защит на основе рационализации и отрицания; гиперсензитивность (повышенная чувствительность), низкий порог возбудимости нервной системы; плохая переносимость трудностей и кризисов; ригидность, стереотипизация поведения; низкий уровень самоконтроля, самореализации, самоорганизации, безответственность; скрытый комплекс неполноценности; неадекватное восприятие других людей. некритичность к своему положению и состоянию.

Основные этапы развития зависимости от переедания.
1. Этап включения в систему жизни переедания, как средства для изменения психического состояния.

2. Этап аддиктивного ритма (установление индивидуально ритма переедания). Это этап формирования психологической зависимости. В сознании формируются причины для обоснования переедания. На этом этапе мотивации еще нет, есть только мотивировки.

3. Формирование аддиктивного поведения. Переедание уже приводит к дезадаптации - предболезни. На этом этапе рождается аддиктивная личность с характерными психологическими проявлениями: сужается реальность; включается мышление по желанию; формируется закрытие от других людей; активируется фиксация на свойствах зависимости, приводящих к желаемому результату (ригидность).

4. Клинический этап. Характеризуется непреодолимым влечением к еде, появляются органические биологические нарушения в работе организма. Происходит разрушение личности. Все потребности сведены к перееданию.

Аддиктивное поведение и социальная патология.

При сформированной зависимости от переедания наблюдаются явления социально-психологической дезадаптации личности: нарушение жизни личности с появлением внутреннего дискомфорта; невозможность нормальной профессиональной деятельности; потеря нормативных интересов, их сужение; нарушение микросоциальных связей, конфликты, нарушение семейных отношений; ухудшение физического состояния; нарушение психологического здоровья аддикта.

Механизмы психологической защиты при переедании.

В психике человека есть механизмы, которые помогают ему защищаться от негативных воздействий окружающего мира, они называются – механизмы психологической защиты. У нормального человека они защищают его личность от разрушения, стресса, от внешних воздействий, которые могут нанести урон личности. Есть много позитивных воздействий, которые могут восприниматься переедающим человеком как негативные, болезненные, при их появлении у зависимого будут автоматически включаться механизмы психологической защиты.

У механизмов защиты есть две основные характеристики, они:
- фальсифицируют (подменяют и искажают) адекватную реакцию;
- действуют автоматически.

У механизмов защиты человека с зависимостью от переедания есть одна неприятная особенность: человек хочет излечиться, а механизмы защиты работают на зависимость, в результате чего он может продолжать переедание, сам не понимая, почему это происходит.

Виды механизмов защиты: Отрицание, Рационализация, Интеллектуализация, Минимизация, Побег, Отождествление, Соглашательство.
Если у человека ярко выражен один или несколько механизмов психологической защиты, то можно говорить о тяжелом поражении его личности, и, как правило, тогда же он перестает замечать и свою проблему.

ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЛИЦ,
ЗАВИСИМЫХ ОТ ПЕРЕЕДАНИЯ

Целью психотерапии является воздействие на патологические изменения личностного функционирования зависимого, чтобы актуализировать у него реальную мотивацию. Промежуточными целями могут быть:

  • Проработка и преодоление механизмов психологической защиты;
  • Коррекция нарушений мышления;
  • Коррекция зависимых установок;
  • Восстановление или коррекция, сформировавшихся под воздействием переедания, социальных нарушений.

Для достижения данных целей необходимо определение психотипа пациента, его каналов доступа информации (напр., аудиальный, аудиовизуальный, кинестетический). Вслед за этим, подбор наиболее подходящей для пациента психотехники и работа по психокоррекции, имеющихся нарушений. Наиболее целесообразными техниками психотерапии и психокоррекции являются:

1) проблемная групповая дискуссия – в ходе ее используются такие психотерапевтические приемы, как опрос, спецификация, конфронтация, иллюстрация, кристаллизация, обратная связь;
2) разъяснительная психотерапия – предоставление пациентам сведений об особенностях развития и течения их зависимости, о тех нарушениях, которые она вызывает во всех сферах функционирования переедающего человека;
3) «психотерапевтическое зеркало» по С.С. Либиху – техника, которая заключается в разборе определенных симптомов зависимости или анамнестических данных одного из пациентов в рамках обсуждаемой темы. Обсуждение может быть анонимным, когда пациент не называется, или не анонимным – когда он называется прямо по фамилии, например, в том случае, если есть возможность воздействовать психотерапевтически не только на других пациентов, но и на него самого. Данная методика позволяет пациентам с помощью легко узнаваемых примеров увеличить доверие к той информации о зависимости и способе преодоления ее, которую предлагают на информационных или групповых занятиях сотрудники психотерапевтической программы;
4) Когнитивная (когнитивно-бихевиоральная) психотерапия – помогает пациентам провести границу между собственным отношением к тому или иному событию и самим событием, реально существующим независимо от их желания или мнения. Такой подход наиболее эффективно позволяет больным с зависимостью «обрабатывать» поступающую из окружающего их социума информацию, заменяя свойственный им способ мышления, называемый «негативным», на более конструктивные формы обдумывания и разрешения возникающих проблем. Например, методики «когнитивное научение» и «когнитивная конфронтация» чаще всего применяются во время групповой психотерапии, а «экспериментальный метод» используется в ряде информационных и тренинговых занятий;
5) рационально-эмотивная психотерапия, тренинг по осознанию чувств (эмоций) – позволяет больным приобрести навыки контроля и коррекции своего эмоционального состояния без применения зависимого поведения (переедания). Такие умения дают пациентам возможность в дальнейшем наиболее эффективно решать возникающие в их жизни проблемы без серьезных эмоциональных потрясений и «срывов» (рецидивов), обычно происходящих из-за неспособности контролировать проявление своих чувств;
6) гештальт-терапия, а точнее, отдельные ее элементы и упражнения, которые направляются на обучение пациента следующим навыкам: решения насущных проблем, возникающих в данный момент («здесь и сейчас»); открытого и непосредственного контакта с другими людьми; принятия личной ответственности за свое состояние на себя самого; осознания чувственных и телесных ощущений, необходимых для наиболее полной (реальной) ориентации человека в самом себе и своем окружении, и т.д.;
7) тренинг умений, ролевые игры (с элементами психодрамы). В результате применения этих психотехник пациенты получают опыт решения различных проблем, в том числе они могут выявить и опробовать методы отказа от переедания в различных ситуациях;
8) рациональная психотерапия – помогает пациентам с помощью построения прямых логических связей между причиной и следствием увидеть в своих высказываниях и мировосприятии противоречия, которые мешают им формировать и поддерживать нормативный образ жизни;
9) провокативная психотерапия – направлена на активное вскрытие и разрушение патологических проявлений механизмов психологической защиты, демонстрируемых пациентами с целью отрицания зависимости, уклонения от психотерапевтического воздействия. Кроме того, данная методика помогает пациентам увидеть свои социальные акции, поступки, часто продиктованные болезненным состоянием, с наиболее реальной точки зрения, т.е. глазами постороннего, не включенного в систему патологического социального взаимодействия человека – специалиста, работающего в психотерапевтической программе;
10) методика парадоксальных интенций В. Франкля – применяется обычно в тех случаях, когда пациент упорно пытается убедить психотерапевта, других специалистов или пациентов в том, что у него нет проблем с перееданием, несмотря на то, что эти проблемы очевидны, и что он в дальнейшем вполне может переедать без отрицательных последствий для себя. Воздействие на пациента с помощью этой методики может преодолеть имеющиеся у него отрицание зависимости и ее последствий, а также сформировать мотивацию на дальнейшее лечение и восстановление;
11) структурный анализ, трансактный анализ и сценарный анализ (Э. Берн). Эти методики позволяют пациентам достаточно быстро освоить способы определения и контроля тех болезненных нарушений, которые возникают у них в психологической сфере (структурный анализ), в социальной сфере (трансактный анализ), и сфере неосознаваемых базисных сценарных установок, сложившихся в период детского воспитания и развития больного (сценарный анализ);
12) арт-терапия – в основном направляется на выражение пациентами с помощью художественных средств (например, рисунка) взаимоотношений «Я и моя зависимость», что позволяет на уровне художественных метафор преодолеть отрицание, анозогнозию заболевания;

Несомненно, возможно применение и других методик, если психотерапевт может обосновать целесообразность их использования в конкретной психотерапевтической ситуации.

Вызвать врача-нарколога на дом, получить консультации по услугам клиники Наркоцентр и решить вопрос о необходимости госпитализации можно по телефону:

8(495)774-74-95 (круглосуточно)

Помогите себе или своим близким! Обратитесь к врачу, чтобы избавиться от зависимости!